На основании анализа 500 историй болезни и изучения катамнеза через 4-5 лет. Были сформированы две исходные группы больных со 100% верификацией. С помощью метода предложенного профессором Е. Гублером и был рассчитан и выведен диагностический алгоритм.
Полученные данные легли в основу создания формализованной истории болезни для детей с БОС. Сокращённо её называли ФИБ-10. Я лично достал типографскую бумагу и за свои деньги отпечатал в типографии по величайшему блату 10000 экземпляров.
Всё что, делалось до сих пор зависело только от меня, от моего времени и моих усилий. Теперь необходимо было испытать диагностический метод с помощью ФИБ-10 в реальной практике. К тому времени к 1979 году ежедневно на линию выезжало 15 бригад скорой помощи. А всего на 20 подстанции числилось более 50-ти врачей педиатров. Заполнять ФИБ-10 это для них была дополнительная работа, необязательная (общественная) нагрузка и некоторая услуга мне.
Пришлось потратить огромное количество обаяния, нечеловеческих усилий, воли, и настойчивости, чтобы врачи в течение всего года при выезде к больному с БОС, заполняли ФИБ-10. Поначалу было огромное сопротивление, но постепенно врачи осознали ценность этого диагностического метода и отличного подспорья в работе и стали использовать ФИБ-10 уже по собственному желанию. Во всех неопределённых случаях причины БОС у детей раннего возраста. Особенно, если вопрос шёл о госпитализации.
К началу 1980 года использования ФИБ-10 уже более года у меня накопилось более 2000 заполненных врачами 20 подстанции ФИБ-10. Из них более 1000 на детей в возрасте до 3-х лет. В 1982 году т.е. через 3 года с момента заполнения ФИБ-10, я стал изучать судьбу 450 случайно выбранных детей. 190 детей были с диагнозом ОРВИ с БОС и показателем по ФИБ-10 меньше -5, и 260 детей с диагнозом БОС аллергического генеза и с результатом по ФИБ-10 больше +10 баллов.
Изучение судьбы 450 детей выявило следующее: из первой группы бронхиальной астмой к 6 годам заболели 8 детей. Что составило 4,2%. Из 260 детей второй группы к 6-ти годам диагноз бронхиальная астма установленный аллергологом официально был у 238 детей. Что составляло 91,5%. Что наглядно доказывало невероятную эффективность и простоту применения ФИБ-10, как диагностического метода, пригодного для работы в любых условиях. Как надёжного и достоверного метода сверхточной дифференциальной диагностики причины БОС у детей до 3-х лет на догоспитальном этапе.
Из дополнительных факторов можно отметить снижение числа госпитализаций детей с БОС в стационар. Особенно резко снизилась госпитализация в инфекционные стационары. Поголовное применение всеми врачами-педиатрами 20 подстанции ФИБ-10 в течение нескольких лет резко улучшило показатели аллергологических центров по числу детей, больных тяжелой формой бронхиальной астмы. Напомню, что к моменту моего прихода на скорую в 1975 году гормонозависимых астматиков в возрасте старше 8 лет было в городе более 1500. Гормонозависимый астматик – это самая тяжёлая форма бронхиальной астмы. По данным аллергологической службы города в 1985 году на учёте у всех аллергологов состояло 47 тяжелобольных астматиков детей старше 12 лет. Если впервые годы моей работы на скорой летальность в отделениях реанимации от некупирующегося приступа: астматического состояния была не редкость. Каждый год по несколько человек в отделении. В городе было 4 или 5 детских отделений. То с 1979 по 1989 год такой случай был 1 раз и то через несколько месяцев после моего ухода со скорой помощи.
Сейчас описываю всю эпопею создания диагностического метода и вообще работы на скорой я поражаюсь , какая колоссальная и уникальная в научном и практическом плане работа была мною проделана. Просто дух захватывает. При этом я умудрился в это же время окончить второй институт и аспирантуру. На моих материалах другие защитили 2 кандидатские и одну докторскую диссертации. А я свою диссертацию , написал, потом дважды переписал, но так и не защитил. Дело даже до защиты не дошло. Материал колоссальный, необычайно ценный, научно уникальный, но не вписывается в привычные рамки типовых академических диссертаций. Как, выразился один из моих научных руководителей. И.М. Воронцов материалу чересчур много, и он великолепный, но не хватает бантика в виде набора некоторых каких-нибудь лабораторных исследований. Для академиков сотни и тысячи спасённых детских жизней не есть достаточное доказательство.
Однако, это обстоятельство с неудачей на академическом поприще не помешало мне реально создать условия, при которых удалось помочь тысячам реальных детей избежать ужасной участи. И обучить сотни врачей правильному поведению на догоспитальном этапе при БОС у ребёнка до 3-х лет в диагностическом и лечебном плане. Надеюсь, когда-нибудь и где-нибудь мне это благое дело зачтётся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий