вторник, 10 февраля 2009 г.

Моя статья в январско номере журнала "Управление сбытом"

Иосиф Хусенский,

бизнес-тренер, автор «Школы продаж Иосифа Хусенского» (Санкт-Петербург)

 

Как адаптировать систему оплаты труда «продажников»?

Какие методы стимулирования продаж стоит использовать в условиях кризиса? 

 

             Сегодня это очень важный и актуальный вопрос,  который остро стоит перед каждым владельцем бизнеса. Бизнеса, который ещё несколько месяцев назад регулярно и бесперебойно приносил хорошие доходы, а сейчас при тех же усилиях и тех же принципах ведения всех процессов приносит нулевые доходы, а расходы  и долги при этом только растут.  Для поддержания бизнеса в работоспособном  (живом) состоянии требуется всё больше и больше денег. А деньги взять уже негде, и продажи встали - Тупик.  На банки и их политику мы повлиять не можем. А вот на действия своих продавцов  вроде можем, но не знаем как.

Что делать, чтобы «продажники», как и прежде, много продавали?

            

Прежде, чем ответить на подобные вопросы, необходимо предварительно определиться в следующем:  кто такой настоящий «продажник» ? И кто и как понимает это слово?

            Я в прошлом врач и по собственному опыту знаю, прежде чем лечить больного, необходимо установить точную причину болезни. Постановка правильного диагноза в доле эффективности лечения составляет 90% и более. А на догоспитальном этапе поставленный  правильно  диагноз на 99% определяет судьбу больного.            В данной статье тоже идет речь о «лечении», только о лечении не человека, а больной экономики и больной компании. Кризис обострил хроническую болезнь экономики  и сделал  ее острой и смертельно опасной.  Тем самым кризис приблизил российский малый и средний бизнес  к необходимости принятия быстрых и точных лечебных мер.  Но правильные лечебные мероприятия определяются правильным диагнозом.        

Для того чтобы правильно стимулировать продажи, необходимо понимать,  чего мы ждём от «продажника».

 

 Что это за  «зверь» - «ПРОДАЖНИК»?

 

Например, давайте попробуем ответить на такие вопросы:

1. Что должен делать продавец, а чего не должен?

2. Какова роль продавца в движении товара от производителя (посредника) к потребителю?

3. Каков удельный вес продавца в процессе движения товара?

4. Как должен оцениваться труд настоящего продавца?

5. Как должны выстраиваться отношения между продавцом и работодателем?

6. Как, когда и сколько платить продавцу за реальную продажу?

7. Какие другие нематериальные стимулы важны продавцу?

8. Каковы критерии настоящего продавца?

И т. д.

               В моём понимании настоящий «продажник» - специалист общения, способный продавать качественный товар в нужных объёмах в любых условиях. В его функциональные обязанности входит:

а) самостоятельно найти спрос, т.е. найти реального потребителя данного товара;

б) самостоятельно вступить с ним в контакт;

в) самостоятельно  установить с ним доверительные отношения;

г)самостоятельно довести сделку до реальной продажи.

Реальная продажа - это обмен товара на соответствующую его объёму сумму денег. При этом важно - оставить у покупателя самое благоприятное впечатление о себе и о своей компании. Другой вопрос, сколько стоит такой специалист и как его поощрять?

Похожую оценку настоящему продавцу даёт  бельгийский бизнес тренер Патрик Валтен:

«Настоящие продавцы умеют выстраивать взаимоотношения с клиентами, любят помогать другим, ориентированы на результат. Любят деньги и не соглашаются продавать некачественные продукты. Как правило, они следуют высоким этическим стандартам и придерживаются идеи долгосрочного сотрудничества со своими клиентами. Все лучшие продавцы имеют одну общую черту - они знают, как создавать доверие… Именно это отличает их от всех остальных».

 

Чем глубоко и серьёзно болен наш средний и малый бизнес?

 

Вот некоторые болезни (заблуждения), которые я вижу.

 

Диагноз №1. Одинаковый подход ко всем рядовым продавцам.

Мне довелось несколько лет тому назад поработать –дизайнером-консультантом кухонь на заказ в одной большой питерской фирме. Фирма сама изготавливала и продавала через сеть  своих салонов кухни на заказ.

          Например,  однажды я продал на своей точке за один месяц 11 гарнитуров. А в  других трёх совершенно аналогичных салонах четырьмя другими продавцами-консультантами было продано 5 гарнитуров. Один консультант не продал ни одного гарнитура. Его зарплата (оклад) составляла7500 рублей. А я за продажу мебели на 400000 рублей получил зарплату в10700 рублей. Всего 3200 рублей составили бонус за такой сбыт.

 

АНЕКДОТ:

Встречаются в брежневские застойные времена 2 курицы. Одна у другой спрашивает: «Ты за сколько яйца несёшь?» -  «Я? За 90 копеек десяток»- Отвечает вторая курица. – «Да? ! А я за рубль тридцать»»,-  гордо говорит первая. На что вторая отвечает: « Подумаешь, буду я  ж…пу рвать за 40 копеек».

 

Диагноз №2. Стоимость продажника.

На нашем постсоветском рынке труда по-прежнему стоимость  «продажника» и его ценность как специалиста ужасно мала,  даже ниже ценности неквалифицированного разнорабочего «гастербайтера» на стройке.

Из личной практики. Когда я работал дизайнером-консультантом кухонь на заказ, . за гарнитур стоимостью 60000 рублей, проданный в основном, благодаря моему умению продавать, мне доплатили положенный бонус в размере 600 рублей (1% от суммы, оплаченной за гарнитур в кассу). Как распределились остальные  деньги:

а) Выставочный комплекс, где базируется наш салон, получил 13000 рублей в виде арендной платы;

б) сама компания  получила чистую прибыль 25000 рублей.

в) производственники получили за изготовление 18000 рублей.

г) административный персонал  на зарплату получил 8000 рублей.

Теперь внимание. Доставщик–экспедитор-грузчик только с этого заказа  заработал  4600 рублей . Сборщик получил во время установки кухни халтуру 5500 рублей в карман  . С клиента всего было получено более 70000 рублей. Я как продавец в совокупности (окладная часть + бонус) получил на руки 1300 рублей.

         

Диагноз №3.  Продавец  это специалист многостаночник и  приёмщик заказов в одном лице.

Вот неполный перечень тех дел, которые должен был осуществлять консультант-дизайнер кухонь в той компании:

.1.Содержать в чистоте и порядке экспозицию и оргтехнику.

2.Осуществлять функцию представителя фирмы.

3. Владеть компьютерным 3-х мерным дизайном .

4. Быть дизайнером мебели.

5. Уметь пользоваться всей офисной техникой.

6.Быть технологом мебельного производства.

7. Конструировать кухню как дизайнер, как архитектор, как технолог, и как модельер.

8. Обсчитывать стоимость кухни в зависимости от  комплектующих, составляющих и фурнитуры.

9. Составлять с покупателем юридически ответственный договор,  спецификацию и рассчитывать суммы договора.

10. Сопровождать покупателя  при оплате заказа и оформлении документов.

11.Подготавливать техническое обоснование и технологический проект для последующего изготовления по этим чертежам и документам кухни на фабрике.

12. Общаться с отделом производства, доставки и сборки,  будучи посредником между покупателем и компанией.

13. Принимать все претензии и жалобы от покупателя в случае каких-то вопросов и пытаться самому их решать.

14. Вести лояльную политику по отношению к руководству и сотрудникам арендуемого помещения.

И прочее, прочее, прочее Единственное,  кем мог не быть консультант, это специалистом продаж

В данной компании от продавца в первую очередь ожидали правильного оформления сопроводительных документов и технического обоснования для производства. А для их составления нужно быть специалистом среднего уровня нескольких инженерных и нескольких технологических специальностей.

 

Диагноз № 4  Менеджер продаж - это что-то среднее между дембелем, выпускником ПТУ и секретаршей.

Пример из практики. Типичная, одна из сотен подобных, посредническая  компания «Продажа строительных материалов, техника, предоставление специалистов любых  строительных  работ».  Обеспечение любых  строительных  объектов всем необходимым. Начиная от забора и дорожного покрытия, до сложных монтажных работ и крыши.

              6-7 менеджеров  этой компании постоянно искали или делали вид, что искали, по телефону и различным справочникам кого-нибудь из «потребителей», кому что-то нужно. Получив некоторый, не всегда обязательный заказ, менеджеры срочно бросались искать « нужный» товар или строительную технику. Опять по телефону и различным справочникам. Иногда, найдя поставщика или нужный товар, счастливые менеджеры отзванивались потенциальному покупателю и получали не радостный ответ:

 а) что спрашивали товар так, на будущее

б) что уже купили сами у того же самого (нашего) поставщика.

            Работая в этой компании несколько недель,  я каждый божий день вспоминал один анекдот. Про двух старинных приятелей, которые давно не виделись и разговорились. В процессе разговора один приятель другому предлагает выгодно купить у него вагон варенья всего за 100000 рублей.  Второй немного посомневался, а потом согласился. Договорились встретиться на следующий день в 17 часов в этом же месте, когда один принесёт деньги, а другой подгонит вагон варенья. Через некоторое время радость прошла, оба успокоились, и тот, кто обещал купить вагон варенья, стал тревожно думать: «Где же я возьму такие деньги? Негде. Подведу товарища». А в это же время второй приятель напряженно думает:   «Где же я достану к завтрашнему дню вагон варенья…?».   

            

Себестоимость одного рабочего места менеджера-новичка  с  гарантированным окладом в течение 3-х месяцев 6000 рублей  составляла в этой компании ежемесячно 24000 рублей.     Так как аренда офиса, оргтехника, связь, оплата бухгалтера и своя зарплата были какой-то неизменной величиной, то варьировать можно было только зарплату менеджеров. Как у Ильченко и Карцева: за 6 тысяч рублей в месяц  иметь много менеджеров, но каких-нибудь, или несколько  высокооплачиваемых менеджеров, но очень хороших и строптивых. Собственники почему-то выбирали первый вариант. И думаю, что они не оригиналы.

 

Диагноз №5. Работать менеджером продаж проще «пареной репы» …. Поэтому сгодится любой лояльный к начальнику человек, желающий  и готовый немножко (пару дней) подучиться говорить с клиентом на заданную тему по шаблону. Спрос маленький и оплата мизерная.

 

Таким образом, все мои диагнозы сводятся к одной болезни: ошибочное и не адекватное понимание руководителями малого и среднего бизнеса истинной роли и ценности настоящего продавца.

 

Поэтому прежде, чем начать вырабатывать адаптационные меры в отделе сбыта и менять систему поощрения «продажного» персонала - собственники и  руководители бизнеса должны кардинально пересмотреть своё отношение к профессии и задачам продавца. И понять наконец-то, что настоящий продавец  - это высококвалифицированный и очень,  дорогой специалист.  Который даже один  может успешно вытянуть небольшую компанию из нынешнего кризиса. Если конечно, вам удастся его (золотую рыбку)  заполучить в свой штат. Кстати, старуха в известной сказке А.С. Пушкина к золотой рыбке относилась так же, как многие руководители традиционного бизнеса относятся к настоящим продавцам.

 

Итак.Как адаптировать систему оплаты труда «продажников», какие методы стимулирования продаж стоит использовать в условиях кризиса? 

 

После осознания  руководителями и собственниками бизнеса истинной роли продавца и критериев его эффективности, они  должны срочно пересмотреть и детально изучить весь имеющийся у них персонал.

А. Осуществить анализ имеющихся сотрудников и оставить работать тех, кто вписывается в критерии настоящего продавца и может считаться подходящим для дальнейшей работы.

В. Осуществить индивидуальный подход к каждому из « подходящих» для дальнейшей работы сотрудников для адекватного и эффективного поощрения.

 

На что следует обратить внимание при осуществлении фильтрации имеющегося персонала?

1. Те, кто числятся «продажниками» - являются ли они таковыми, по сути?

2. Если они действительно перспективные «продажники», то какова их реальная квалификация?

3. Если они  остаются у вас работать «продажниками», то

А) насколько они ещё эмоционально восприимчивы к внешним стимулам?

Б) насколько им важен карьерный рост?

В) насколько им важно материальное поощрение?

Г) насколько им важно признание и уважение?

Д) может, имеется сочетание нескольких факторов?

          Что делать с первой группой? Очень тяжёлый вопрос. Но к несчастью для этой группы сотрудников,   Ответ  и решение простое   увольнять и как можно скорее. Это чисто хирургическая операция. В коллективе несоответствующий задачам персонал смертелен, как гангрена конечностей. Интоксикация может убить весь организм. Единственный путь спасения жизни больного в таких случаях  - ампутация. Почему так радикально, спросите вы? Учить их надо долго, и это очень накладно. Типичный менеджер продаж - это «гусеница», а продавец – «бабочка». Искусственно превратить гусеницу в бабочку невозможно. Нужны адекватные и очень благоприятные условия.  

Менеджеры сами должны сильно захотеть  стать продавцами. А после того  как захотели, должны личностно переродиться. Для этого им надо много времени и сил, желания, смелости и терпения. И, конечно, очень длительное и очень дорогостоящее специальное обучение, которого на нашем рынке обучающих услуг практически нет. Во всяком случае широко распространенные типичные 2-3 – дневные корпоративные тренинги продаж  им не помогут. Ни  в каком количестве и качестве.

  1.          Критерии сотрудников  первой группы приводить не буду из этических соображений. Скажу только одно. Они составляют подавляющее  большинство (90-95%) от числа менеджеров продаж,  работающих в отделах сбыта большинства компаний малого и среднего бизнеса России, особенно в секторах В2В.  Это люди с хорошим образованием  и хорошим воспитанием (по нашим меркам) или родственники (знакомые)  кого-нибудь из руководства.  Они хорошо ориентируются в офисной технике, документообороте и за приличную зарплату готовы терпеливо принимать многие неприятные вещи от начальника, демонстрируя ему и только ему крепкое лояльное отношение.  Но они не хотят и не умеют терпеть подобное «хамство» и «издевательства» от покупателя.  Да, в общем, им это и не нужно было.  Не от настроения покупателя раньше зависела их зарплата.

 

Лирическое отступление и чисто моё умозаключение, которое можно не замечать.

 

В последние годы очень многие женщины - успешные менеджеры смогли бессознательно перенести укоренившееся веками «на Руси»  традиционное отношение к мужу-добытчику в семье, на своего босса. Они и в прямом и в переносном смысле являются «замужем» за боссом. Может поэтому семейные отношения в наше время значительно менее устойчивые, чем производственные.

 

2.        Вторая группа сотрудников самая перспективная, но и самая проблемная в плане внутриофисных отношений. Это сотрудники, которые по своему менталитету больше продавцы, чем менеджеры, но им не хватает навыков и квалификации настоящего продавца. Поэтому в продажах они не асы, но при этом и не очень лояльны к начальнику.

         Именно они менее привязаны к боссу, но и более подготовлены к переобучению. Прежде, чем стимулировать подобных сотрудников, на продажи - их надо сначала подучить. Например, как это делаю я в своей школе продаж. При этом обучаться они должны по собственному желанию после принятия собственного ответственного решения. Учёба может продлиться 1-2 месяца и обойдётся в 600-1000 евро за каждого менеджера. Таких сотрудников в компаниях можно выделить  4-7%. Т.е из 100 обычных менеджеров продаж – таких найдётся  4-7. Вот после такой предварительной работы, можно подумать  и о принципах  поощрения «продажников».

 

3. Оговорюсь сразу, мотивировать классных и опытных «продажников» бессмысленно. Они или сами мотивированы, или уже настолько перегорели, что нуждаются не в дополнительной внешней мотивации, а в эмоциональной реабилитации и перемене деятельности.

 

Итак, какие есть стимулы:

 

1. Деньги.Высокая значимость для 40-70% .

2. Признание (соревнование с большим денежным призом победителю и почётными дипломами). Высокая значимость для 30-40% сотрудников.

3. Карьерный рост:  15-25%

 

Материальное стимулирование

1. Увеличение окладной части.

2. Увеличение % от сделки. Очень значительное увеличение.

3. Сочетание первого и второго. за счёт сокращения расходов на содержание офиса и перераспределения рекламных средств.

 

Настоящий классный продавец для компании в кризис - это спасительный трос от буксира, который не даст вам  и вашей компании утонуть.

Кризис на рынке - это время, когда компанию могут спасти только настоящие классные продавцы, а не те специалисты, которые занимали эти позиции в период всеобщего благоденствия и обильного нефтедолларового потока.

 

ВРЕЗКА

 

Школа продаж Иосифа Хусенского
Контакты указывать?? (Если можно, то да.)


Навыки активных продаж, которые получают менеджеры отдела сбыта за 3 - 4 недели обучения в Школе продаж Иосифа Хусенского, помогают любой компании среднего и малого бизнеса избежать резкого снижения объёма продаж, а значит, и удержаться на плаву в период тотального финансового кризиса на рынке.

Личный опыт бизнес-тренера И. Хусенского базируется на 20-тилетней практической предпринимательской деятельности в области активных продаж в традиционном и, что особенно важно, в многоуровневом маркетинге, а также на многолетней практике личных успешных продаж в секторах В2С и В2В.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий