воскресенье, 25 января 2009 г.

статья в журнале управление сбытом

 


Иосиф Хусенский,


бизнес-тренер, автор «Школы продаж Иосифа Хусенского»


(Санкт-Петербург)


 


Попробую сначала по каждому вопросу ответить лаконично:


 


- Как Вы оцениваете настроения потребителей на данный момент?


- Настроение потребителя резко негативное.


- Как, на Ваш взгляд, будет меняться их поведение в дальнейшем?


- Как в басне Крылова про музыкальный квартет.  Их нынешнее тревожное поведение перейдёт в агрессивное и закончится полной  апатией и депрессией.


- Насколько может снизиться потребительская активность?


- Потребительская активность снизится ниже ватерлинии.


- Какие меры можно предпринять для стимулирования покупательной активности?


- Сколько мёртвому не прикладывай припарки, живее он от этого не станет.


- Возможно ли падение индекса уверенности до уровня 1998 года?


- Падение индекса уверенности будет намного ниже уровня 1998 года.


- И когда, по Вашим прогнозам, произойдет перелом в сторону его роста?


- Без комментариев.


 


Первая составляющая  нынешнего тяжелого положения в экономике


 


Как я уже писал в своих материалах, в прошлом я врач скорой помощи и знаю, что чем тяжелее критическое состояние больного, тем проще его лечить. Причины угрозы жизни разные, а патологическая симптоматика одинаковая. Поэтому разных больных лечат одинаково.


В данном случае всё наоборот. Причина кризиса та же (резкое снижение цен на нефть), вроде и лечат, а результаты лечения – другие.  Напрашивается аналогия с современным отделением реанимации. Новое отделение реанимации укомплектовали  самым  современным оборудованием,  обеспечили  всеми  необходимыми лекарствами. Но персонал в отделении оказался блатной и совершенно не знающий даже азов реаниматологии. Их полная некомпетентность и профессиональная  непригодность станет очевидной только тогда, когда отделение начнёт функционировать, показатели летальности в больнице резко зашкалят, а  морг  быстро переполнится.


 


 Вторая составляющая тяжёлого положения в кризисе


 


Если в 1998 году в период кризиса не было ни препаратов, ни оборудования для лечения, то сам пострадавший  (российский бизнес) был хоть и в критическом шоковом состоянии, но ещё здоровым:  с хорошим иммунитетом и большими резервами, внутренним потенциалом  для самовыздоровления. Тогда больше всего пострадали самые активные люди. С сильной жизненной позицией и духом – предприниматели той волны. И они были самые покупающие. На какое-то время покупательская активность исчезла. Потом покупатели «аклимались»  и  начали всё по-новому.  И бизнес стали восстанавливать, и покупки совершать.


         А что сейчас? В последние 4-5 лет в стране произошли, с моей точки зрения, ужасные для экономики изменения, которые сами по себе более страшны, чем сам кризис. Российскую экономику поразила страшная болезнь. Своеобразный  иммунодефицит, ВИЧ.  Она, экономика, как и ВИЧ- больной, могла существовать только в специфических и очень «стерильных» условиях. Эти условия: цена на нефть 150, а лучше 200 долларов за баррель, неиссякаемый поток потребительских кредитов для любого желающего и…. вертикаль власти на всех уровнях (как принято говорить в некоторых кругах «Всё схвачено»).


         В таких особых условиях  существования  «рыночной» российской экономики легкий ветерок перемен в виде снижения цен на нефть чреват тяжёлой простудой, а кризис финансовый, даже легкий (отсутствие дешевых западных  кредитов)  смертельно опасен и для олигархов, и для покупателей в кредит товаров народного потребления длительного спроса. Вся страна жила не по средствам. От мала до велика. И за чужой счёт


Что я имею в виду: 


1. Наиболее  активных и способных (успешных) предпринимателей нагло потеснили или вовсе выгнали из собственного бизнеса, как лиса выгнала зайца из его домика в детской сказке. Самые яркие  и наглядные примеры:  раньше Юкос, потом Арбат-Престиж, а теперь и Евросеть.  Их места заняли чиновники и близкие к власти (финансам и информации) люди, которые мало приспособлены к осуществлению эффективного управления и функционирования бизнеса в сложных финансовых и экономических условиях реального рынка..


2. Остальных, «нетронутых»  бизнесменов запугали и выдрессировали под свои нужды. Прилепились к ним, как глисты, высасывающие все здоровые соки, и паразитировали с пользой и выгодой только для себя, нанося невосполнимый  вред  для  здоровья самому бизнесу и бизнесмену. Кризис, подорвал остатки  слабого организма-бизнеса, заражённого глистами и паразитами. В нынешних условиях ему уже не выжить. А значит – не до покупок.


3. На больших ценах на нефть расплодилось множество коммерческих структур и псевдобизнесов: посредников, основная задача которых  распределять баснословные доходы по всем отраслям, обслуживающим повышенный спрос в утилизации «бешеных» денег.  Потребность в роскоши,  стройиндустрия, индустрия развлечений, индустрия доставки различных товаров из-за границы. Их судьба в ближайшее время малорадостная. Если они ещё не утонули, то только потому, что всякое  г….о   не тонет.


 


Вывод. Эти 3 группы составляют, по моему мнению, 25-35% потребительского спроса. В основном, в дорогом секторе потребления. Я думаю, что пока,  по инерции, как курица с отрубленной головой уже без головы бодро бегает по двору, они ещё какое-то время может не так жирно, но поживут. Обвал их спроса будет обязательно, но позже.


 


Третья составляющая кризиса потребительского «спроса»


        


Второй самый большой сегмент покупательского спроса, как я полагаю,  45-55% составили так называемые заёмщики, которые своё материальное благополучие построили не на своих реальных и стабильных доходах, а на безумных и безответственных кредитах. Им эту «лафу» устроили псевдобизнесмены - банкиры.


Кредит, взятый на западе под 5-7 % годовых, в потребительском кредите превращался уже в 60-75% годовых. Прибыль  сказочная – более 1000%. Уникальная ситуация. Легальный бизнес, а прибыль – как при запрещённой торговле наркотиками. И мотивация одна и та же: мощная, неуправляемая эмоциональная зависимость потребителей «наркотиков». В результате миллионы «наркоманов» от кредита, сначала прикормленных и приученных к доступным кредитам, а теперь отлучённых от «наркотиков», находятся и в финансовом и в эмоциональном шоке. Они точно не скоро начнут что-то покупать. Им бы за старое рассчитаться. Они даже ещё и не осознали и не вкусили в полной мере того, что случилось с ними и что за ужас их ждёт в ближайшем будущем. Когда у них начнут отбирать их полюбившиеся «игрушки»: машины, квартиры, дачи, дома и прочее, а они при этом всё равно останутся должны много денег. Денег, которых,  естественно взять им будет уже негде.


В сухом остатке осталось 10-15% нормальных людей. «Лохов», которые живут по средствам и которые совершают покупки соразмерно их возможностям и способностям, кризис тоже сильно затронул. Но их покупательский спрос не изменится. Однако из-за роста цен в абсолютных величинах их спрос уменьшится. И это нормально. 


 


Вместо заключения.


 


Когда в России таких людей -«лохов» станет больше, чем 10-15%, начнёт восстанавливаться и расти нормальный и здоровый спрос. Но это уже из области фантастики. И когда это будет – это гадание на кофейной гуще. Я во всяком случае об этом не имею ни малейшего представления.


 


 


Спасибо за правку. Согласен. 22.01.09. И. Хусенский.


 


Ps:   Скоро мы с вами Елена будем писать отличные материалы. Вижу, то что я пишу Вас не шокирует. В некоторых случаях единомышление это здорово.


 


 



Комментариев нет:

Отправить комментарий